История развития ЛЭП в России
Во второй половине 18 века были предприняты попытки передачи электроэнергии на расстояние. История российской, а может быть и мировой электроэнергетики, началась с предложения русского инженера Ф.А. Порицкого использовать в качестве проводника энергии железнодорожные рельсы. В то время попытки передать постоянный ток по проводам сопровождались огромными потерями (около 75%!). Чтобы уменьшить эти потери, необходимо было использовать проводник с большим сечением.
Опыт, проведенный инженером на Сестроецкой железной дороге, не дал желаемых результатов. Да, потери тока уменьшились, но для этого нужно было изолировать рельсы от земли. Желая использовать изобретение для развития городского транспорта, Ф.А. Порицкий предложил пустить по рельсам вагончик. Идея могла воплотится в жизнь, но ставила под угрозу жизнь самих пешеходов. Хотя о ней не забыли, и через несколько десятилетий изобретение нашло применение в метро!
Теоретическое обоснование создания ЛЭП дал в 1880 году Д.А. Лачинов - профессор физики Петербургского лесного института. По его расчетам любое количество электроэнергии можно было передавать по проводам небольшого сечения на любые расстояния! Эту теорию осуществил на практике М.О. Доливо- Добровольский в 1891 году. На расстояние около 175 километров была передана электроэнергия мощностью 220 кВт. КПД этой линии электропередачи был сенсационным и равнялся 77,4%!
Стало ясно, что оптимальным вариантом для передачи электроэнергии могут служить только воздушные ЛЭП. А это в свою очередь определило и места строительства электростанций. Теперь их уже не надо было возводить рядом с потребителем энергии. Ведь первая тепловая электростанция была построена в самом Петербурге только для того, чтобы обеспечить освещение Литейного моста. Местонахождения топливных ресурсов стали определяющим фактором в строительстве электростанций.
Таким образом, проблема передачи электрической энергии на большие расстояния была решена. Основываясь на эти принципы, в 1893 году в Новороссийске инженер А.Н. Щенсинович решил построить первую в мире промышленную электростанцию. Для подготовки кадров в новой отросли создается Электротехнический институт в Санк- Петербурге.
Конец 19 века ознаменован массовой электрификацией промышленности, как в Европе, так и в России. Связать электростанции с промышленными районами, являлось немаловажной задачей, которую предстояло решить. Но поскольку напряжение тока тогда было невелико, всего 35 кВ, то для строительства вполне подходили деревянные - одностоечные или П-образные опоры ЛЭП. Тем более что материал был относительно дешевым и доступным.
Первая Мировая война приостановила развитие ЛЭП в России, но после революции большевики, пришедшие к власти, вопрос об электрификации страны поставили на первое место. В связи с увеличением напряжения проводов, их сечение увеличивалось, и соответственно провода становились тяжелее. Деревянные опоры пришлось менять металлическими. Первая ЛЭП на металлических опорах была открыта в 1925 году и соединила Шатурскую ГРЭС с Москвой. Начиная с 50-х годов, в стране ежегодно появляется более 35000 километров новых ЛЭП. Для выполнения этих задач на ряду с металлическими внедряются железобетонные опоры ЛЭП.
Строительство ЛЭП у нас и за рубежом до 60-70-х годов практически ни чем не отличалось. Но в последние десятилетия распространение железобетонных опор ЛЭП в странах Запада снижается. Их заменяют металлические многогранные опоры. Предпринятые в 80-х годах попытки внедрить многогранные опоры и у нас не дали положительного результата. Конструктивные недоработки определили их судьбу, и только в 2003 году к этому вопросу обратились вновь.
В 2008 году открыта самая длинная высоковольтная линия в России Зоря- Барабинск-Таврическая. Протяженность новой энергомагистрали - 734 километра!
Жизнь ЛЭП продолжается. У нее есть начало, но может быть загадка Теслы все же будет разгадана и история развития ЛЭП пойдет по иному пути?