Шиберно-ножевая задвижка для канализации
В классификации трубопроводной арматуры устройства в которых запирающий элемент перемещается возвратно-поступательно перпендикулярно направлению потока рабочей среды получили наименование задвижек. По форме затвора их подразделяют на клиновые (уплотнительные поверхности расположены под углом) и параллельные варианты. К последним относится задвижка шиберная в которой затвор выполнен в виде тонкого металлического листа. Благодаря минимально возможной толщине и соответствующей заточки края, запорный элемент как бы разрезает поток. Что в свою очередь послужило появлению более конкретного названия - шиберно-ножевая задвижка.
Конструкция шиберной задвижки
Основные конструктивные элементы данных изделий:
- Корпус.
- Запорный элемент (шибер).
- Шток (шпиндель).
- Сальниковый (уплотняющий) узел.
- Приводной механизм.
Отдельные изделия могут оснащаться двумя затворами (ножами). Они обладают большей герметичностью.
Основное достоинство шиберных задвижек - выполнение своих функций на трубопроводах вне зависимости от структуры рабочей среды, вплоть до сыпучих материалов. Наиболее широко применяются в системах канализации, отвода шламовых жидкостей, сточных вод и т.д.
Также отметим:
- Конструкция изделия дает возможность беспрепятственного перемещения по магистралям диагностирующих и очистных устройств.
- Заостренный отполированный шибер исключает защемление и повреждение уплотнительных поверхностей и седел. Гарантирует закрытие и герметичность задвижки.
- Конструкция внутренней части корпуса исключает скопление фракций среды внутри.
Шиберно-ножевая задвижка для канализации отличается от литых, штампованных и сварных вариантов меньшей строительной длиной. Это позволяет устанавливать изделия в стесненных условиях.
Что касается непосредственно материала конструктивных элементов, то, как правило, корпус изготавливается из стали или чугуна, а запорный элемент, в большинстве случаев - нержавейка.
Отметим что задвижки могут оснащаться выдвижным и невыдвижным шпинделем. Первые имеют большие габаритные размеры по высоте. Вторые могут применяться только для сред, не вызывающих коррозию ходового узла и обеспечивающих смаку пары трения ходовой гайки и штока.
Управление задвижкой может происходить в ручном режиме с помощью маховика (штурвала) или с помощью гидравлического, пневматического или электрического привода.