Контроль изоляции подшипников и других изолированных узлов генератора
К изолированным узлам относятся:
- заднее водородное уплотнение генератора;
- подшипники возбудителя и подвозбудителя;
- маслопроводы изолированных подшипников и водородных уплотнений;
- задний торцевой щит (для генераторов с воздушным охлаждением);
- диффузоры генератора со стороны возбудителя;
- торцевые щиты возбудителя с металлическими уплотнениями вала;
- «кронштейн» релейных щеток схемы контроля замыкания ротора (КЗР).
Согласно Сборнику распорядительных материалов по эксплуатации энергосистем РАО «ЕЭС России», часть 1, п. 6.3, для безаварийной работы турбогенераторов необходимо:
- Контролировать изоляцию корпусов подшипников генератора, возбудителя и подвозбудителя относительно «земли».
- Измерять изоляционные свойства масляной пленки в подшипниковых узлах и водородных уплотнениях вала генератора.
Контроль изоляции подшипников при ремонте
Проводится при каждой сборке подшипника с применением мегаомметра на напряжение 1000 В. Измеряется сопротивление следующих элементов:
- каждого из двух изоляционных листов под корпусом подшипника (подстуловая изоляция);
- каждой изоляционной вставки маслопровода;
- каждого изолированного болта крепления корпуса подшипника к закладной плите (фундаменту);
- датчиков вибрации.
Во время ремонта контроль изоляции выполняется в соответствии с требованиями сборочно-монтажного формуляра. Если заводские нормы отсутствуют, минимальное сопротивление каждой изоляционной вставки должно составлять 1 МОм.
Контроль изоляции подшипников в эксплуатации
Осуществляется не реже одного раза в месяц. Методика измерений прописана в эксплуатационном циркуляре Ц-05-88 (Э). При этом сопротивление изоляции корпуса подшипника должно быть не менее 2 кОм, масляной пленки — не менее 1 кОм.
Измерение сопротивления торцевых щитов и диффузоров с металлическими уплотнениями вала, а также изолированных фланцев маслопроводов требует высокой квалификации персонала или применения специализированных систем контроля, например устройств серии JUVTEK K40.
Устройство контроля изоляции подшипников JUVTEK K40
JUVTEK K40 с 2009 года выпускается организацией «ЮВТЕК». Оно подходит для турбогенераторов с любой системой возбуждения и может использоваться как на роторах с защитой от замыкания на землю, так и без нее.
Преимущества JUVTEK K40-4 перед аналогами:
- контроль сопротивления подшипника проводится независимо от заземления ротора турбогенератора;
- методика измерений полностью соответствует эксплуатационному циркуляру Ц-05-88(Э);
- контроль отскока релейных щеток;
- автоматическое измерение всех параметров;
- передача данных в АСУ в цифровом (Modbus RTU) или аналоговом формате (4–20 мА).
Подробнее про устройство контроля изоляции подшипников JUVTEK K40 можно узнать здесь.







