Художественные витражи Тиффани
За время своего существования техника изготовления витражей претерпела несколько технологических революций, относящихся как к методам обработки стекла и нанесения рисунка на стеклянную основу, так и технике крепления фрагментов витража между собой. В настоящее время двумя наиболее распространенными техниками изгтовления каркаса классических витражей являются так называемые "крепление протяжкой" и "техника Тиффани". И та и другая техника производства витража работает в основном с традиционными цветными стеклами и металлическим переплетом, различие, прежде всего, наблюдается в способах крепления стекол в единый каркас.
Протяжкой в свое время назвали металлический профиль из меди, бронзы или латуни, в поперечном сечении напоминающий букву Н. Соответственно, в верхнем и в нижнем пазах внутри этого профиля располагается край стекла, и, для пущей надежности, в ходе изготовления изделия эти края сжимаются, надежно закрепляя стекла относительно каркаса. Данный способ достаточно надежен – при креплении протяжкой каркас витража способен удержать стекла толщиной до 10 мм, однако столь сложный профиль основного соединительного элемента несет в себе и существенный недостаток. Благодаря жесткой структуре профиля протяжки ей очень сложно быть гибкой, и соответственно, допустить мягкие волнистые линии контура рисунка. Однако, для витражных композиций, имеющих в своей основе строгие, геометрически четкие узоры на основе прямых линий, протяжка является одним из наиболее подходящих способов крепления каркаса.
Одной из наиболее распространенных техник изготовления витража является техника Тиффани. Такое название она получила от имени своего изобретателя и популяризатора американца Льюиса Тиффани, на рубеже 19-20 веков вдохнувшего новую жизнь в древнее искусство.
Профессиональный мастер-витражист, Тиффани не был удовлетворен традициями витражного производства, пришедшими в бурно развивающуюся Америку из глубин Средних Веков и европейской эпохи Возрождения. Новое время потребовало если не технологической революции, то, по крайней мере, существенных усовершенствований на всех этапах изготовления витража – от самого цветного стекла до методики скрепления фрагментов рисунка в единую картину. Тиффани экспериментировал и с тем и с другим, и в результате на основе старого способа паечного витража родилась техника, прославившая его имя, а в ходе экспериментов со стеклом – имя его страны (новаторское стекло, которое предложил Льюис Тиффани, с тех пор называют "американским").
Сутью усовершенствования технологии паечного витража является использование в качестве соединительного элемента не свинцового прута, а тонкой медной ленты. Края ленты, по ширине немного превышавшие ширину стекла, загибались под углом в 90 градусов к плоскости торца стекла, создавая, таким образом, паз, удерживающий стекло в заданном положении. Составленные в единую картину (край к краю, лента к ленте) элементы витража, пропаивались на стыках оловом, а затем покрывались медной или черной патиной. Главными достоинствами новой технологии можно было признать относительно малую ширину закрепляющих захватов ленты – всего 1-2 миллиметра, а также малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия.
Из преимуществ своей технологии Льюис К. Тиффани, как настоящий американский предприниматель, "выжал все возможное", во многом придав искусству витража второе дыхание. Витражи Тиффани были необыкновенно изящными и красивыми, напоминающими одновременно и о периоде расцвета европейских витражей 11-15 веков, и о новом стиле модерн. Фирма Тиффани производила и мелкие и крупные изделия, в числе которых были традиционные витражные окна для католических храмов и частных домов, а также витражные картины, выставлявшиеся на международных выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. Широкую известность приобрели витражные абажуры для ламп производства фирмы Тиффани, собиравшиеся вручную из десятков маленьких цветных стеклышек. Эта необычайно тонкая и вместе с тем сложная работа по праву собрала множество восторженных откликов и простой публики, и искушенных критиков.