Сказание о паркете российском
В начале был дощатый пол
Дерево в Древней Руси было излюбленным строительным материалом, что объяснялось не только доступностью и дешевизной древесины, но и верой русского человека в природные, целебные силы дерева. Поэтому древесина широко использовалась как для внешней, так и для внутренней отделки домов.
Вплоть до XVI в. в жилищах простых людей и царских палатах преобладали простые дощатые полы. Полы из обрезной доски в большинстве случаев изготовлялись из древесины сосны, лиственницы или ольхи — этими породами были богаты окружающие леса.
Вначале доски вырубались из ствола, позднее их вырезали при помощи пил. Дешевизна древесины позволяла изготавливать очень толстые доски: их толщина составляла более 20 мм, ширина —• от 100 мм и более, длина — от 0,5 до 2,5 м и более. Использование коротких досок создавало эффект расширения помещения, что было очень важно в период Средневековья, т. к. жилые комнаты были маленькими.
Обрезные доски не имели паза и гребня и были неправильной формы. В процессе укладки между ними получались большие зазоры. И только в XIX в. появились варианты укладки досок с соединением в паз-гребень.
Простые полы из обрезной доски без существенных изменений дошли и до нашего времени. Конечно, сегодня доски пола имеют правильную форму и соединяются в шпунт. Эти полы находят применение и в современных домах (так называемый “деревенский стиль”).
Полы с инкрустацией
С XVI в. полы стали делать из обрезной доски с инкрустацией и окрашиванием древесины пропитками. В основе композиции было использование фризов.
Фриз — это элемент конструкции пола, выполненный в форме прямых или изогнутых линий, которые шли либо по периметру помещения, либо выделяли центральные участки пола. Вставками в виде фриза маскировали несовершенные и некрасивые стыки дощатых полов. Фризы (бордюры) укладывались вдоль стен, что позволяло зрительно увеличить объем помещения.
В залах, предназначенных для официальных приемов, выде-лялся центр пола: из досок разного размера выкладывались орна-менты в форме круга, овала, квадрата, изображались фамильные гербы или инициалы хозяина. Часто в цельной доске фриза выру-бали стамесками или вырезали резцами полую форму, которую затем целиком заполняли древесиной другой породы (интарсия), вставками из слоновой кости, перламутра, золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней (инкрустация).
Своего наивысшего развития дощатые полы с инкрустацией достигли в XVII в. Орнаменты полов стали гармоничным продолжением орнамента стен и потолков.
Дощатые полы с инкрустацией — хороший подарок для всей семьи и в наши дни. Такой пол передает атмосферу средневековых замков, царских покоев, патриарших палат.
“Дубовый кирпич” представлял собой квадратные дубовые бруски торцевого распила шириной от 6 до 8 вершков (от 27 до 36 см) и толщиной от 2 до 3 вершков (от 9 до 13,5 см). Его стали укладывать на дощатые и каменные основания, используя в каче-стве клеящего состава песок или известь, смешанные со смолой, а также известь, смешанную с сырым яйцом и несоленым творо-гом, разведенную в воде до консистенции сметаны.
Дубовые бруски настилали друг за другом, как тогда говори-ли, “косяками”, поэтому и пол сначала именовался косящатым, а спустя некоторое время — брусчатым.
С помощью цветных “протрав” бруски научились красить в черный и белый цвета, превращая пол в “шахматную доску”. Благодаря своей особой прочности на истирание и ударные нагрузки, полы из “дубового кирпича” сохранились до наших дней в Золотой Царицыной палате Теремного дворца Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в древних церквях Москвы.
Сегодня торцевой паркет можно рекомендовать для помещений, где люди ходят в обуви — для баров, ресторанов, дискотек и т. д. Он выдерживает такие точечные нагрузки, которых не выдерживают мрамор и керамогранит. Деревянная брусчатка делается из мореного дуба, красного дерева, ольхи и других пород, имеет толщину до 5 см и органично вписывается в современный интерьер жилых помещений.
Интерьеры дворцов, выполненные в стиле русского нарышкинского барокко (конец XVII в. - начало XVIII в.) поражали богатством художественного оформления: изяществом плафонной жи-вописи, тонкой прорисовкой лепнины, многообразием рисунков расписных изразцов, отделкой стен деревом.
Мебель, не доминировавшая в интерьере, дополнялась лако-ничностью орнаментов паркета, что было особенностью именно этого стиля. Акцент в интерьере делался не на оформлении пола и стен, а на росписи потолочных плафонов.
В это время появился первый щитовой паркет- деревянное напольное покрытие, имеющее форму квадрата, составленное из отдельных планок дерева, наклеенных на сосновое основание. Щит представлял двух- или трехслойную конструкцию, где толщина полезного слоя планки составляла не менее 15 мм. Из кусочков разных пород дерева одной толщины подбирали рисунок или узор. В отделке щита применялась древесина благородных пород, таких как дуб, граб, орех, вишня, груша и др.
Щиты собирались в орнамент, композиция которого могла быть самой разнообразной, укладывались прямыми рядами, т.е. параллельно стенам помещения. Позднее перешли к диагональной укладке щитов.
В щитовом паркете преобладал повторяющийся геометричес-кий орнамент. Этот прием позволял производить укладку слож-ных рисунков, которые составлялись из типового набора паркетных заготовок.
Размер щита доходил до 2,6 м2. Изготовленные и снабженные по краям пазами сосновые щиты поставлялись затем на стройку. Там они соединялись друг с другом при помощи вкладных шипов или через промежуточные доски, которые выполняли функцию фриза. Щиты прибивались к дощатому основанию впотай, а то-рец - гвоздями под углом 45°.
Основной дефект щитового паркета - как раньше, так и в наши дни - состоит в том, что ни на одном оборудовании в мире невозможно идеально ровно вывести угол щита в 90°, и потому между щитами всегда будет виден стык, что не устраивает заказчиков по сей день.
Техника "паркетри"
Техника "маркетри" стала основополагающей в паркетоукладке, что неудивительно: в отличие от щитового паркета она гарантировала идеальное прилегание каждого фрагмента. Теперь орнамент стал набираться из массивных планок различных ценных пород дерева толщиной не менее 15 мм прямо на основании пола. "Паркетри" дополняли инкрустацией из кости, перламутра, янтаря, стекла и других материалов. Планки стыковались без шпунта гребня, крепились к основанию на клей и дополнительно на гвозди впотай. Клей в разогретом состоянии наносился на оборотную сторону заго
товки.
Примечательна прочность использовавшихся для "паркетри" клеев: на протяжении столетий они попрежнему сохраняютсвои эксплуатационные качества. Ныне состав их утрачен, но известны некоторые ингредиенты, например, рыбьи кости и кожа.
Безусловно, ключевыми при изготовлении "паркетри" явля-лись приемы выпиливания. Важнейшим инструментом для этого была лучковая пила. Она имела рукоятку и упругую натяжную рамку, в которой можно было закрепить планки дерева. При выпи-ливании лучковой пилой между планками получался небольшой зазор, равный толщине ножовки.
Первые мастера считали, что стыки между планками неизбеж-ны, но их можно обыграть в орнаменте. И вместо того, чтобы скрыть эти стыки, мастера выделяли их шпаклевкой, пытаясь гар-монично включить в орнаментальную композицию укладки. Шпак-левку делали из смеси древесной пыли, мелко размолотого древес-ного угля и животного клея. С появлением рамочной пилы стал возможным бесщелевой стык с минимальным допуском.
Чтобы не использовать много пород дерева, мастера применяли тактику изменения цвета породы при помощи термической обработки планки: ее опускали в горячий песок, удерживая там до приобре-тения ею желательной окраски. Чтобы внести в интарсию ощущение объема, делали графье - своеобразную гравировку по дереву. На планку наносили нитевидные узоры, имитирующие лепестки и т. д., в виде тончайших желобков или углублений, которые затем запол-няли черным варом или вставками из черного дерева.
От барокко до рокко
донжон был гармонично почитаться с ориамоитнльиыми мотивами
других предметов обстановки. Рисунки паркета носили строгий геометрический характер ("шахматы", ромбы, крестовидные пере-плетения И т. д.), применялись прямые резы. В паркете не исполь-зовались фризы, бордюры, центральные плафоны.
Типичным примером интерьера в стиле раннего русского барок ко может служить Ореховый кабинет во дворце А. Д. Меньшикова, выполненный в технике "паркетри" (архитектор Ж.-Б. Леблон).
Вершиной барокко по праву считается стиль рококо. Многооб разие выразительных форм, сюжетных линий пола и потолка допол нялось элементами мебели, напольными вазами, гардинами, порта лами каминов. В помещении преобладали деревянные поверхности, богато украшенные резьбой (маркетри) и позолотой. Большое внима ние уделялось отделке стен: многочисленные панно с разнообразными сюжетами, пейзажами, натюрмортами, в промежутках между кото рыми располагались деревянные золоченые полочки-консоли.
Паркет оформлялся наподобие расписных плафонов потолка с использованием промежуточных пространственных фризов, но бор дюры отсутствовали. В композиции паркета наблюдалось смеше ние орнаментов: строгие геометрические линии переплетались с растительными. Включение в растительный орнамент изображе ний животных и птиц придавало полу вычурность и пышность.
В паркетных орнаментах прослеживалась тема функциональ ного назначения помещения. Так, например, в музыкальной комна те изображались различные музыкальные инструменты, в охотни чьем кабинете - сцены охоты, а в коронном зале - родовой герб.
Характерной особенностью стиля рококо было сочетание (стили зация) разных национальных мотивов в интерьере. Яркими тому примерами могут служить щитовой паркет Малого китайского каби нета в Китайском дворце (архитектор А. Ринальди), интарсия Боль шого зала в Екатерининском дворце (архитектор Ф. Б. Растрелли).
В классицизме (конец XVIII в. - начало XIX в.), так же как и в раннем барокко, орнамент паркета достаточно аскетичен, но отделка стен и потолков при атом не утратила своей роскоши. В интерьере помещений добавились колонны, пилястры, пристен ные карнизы, молдинги на стенах, кронштейны, накладные розет ки на потолках, ниши в стенах, стенной и дверной декор, ламбре кены на шторах (Старый Эрмитаж, Ю. Фельтен; Мраморный дво рец, А. Ринальди; Таврический дворец, И. Старое; отделка Зимне го дворца, Д. Кваренги и др.).
С переходом от рококо к классицизму от техники "паркетри" в паркете не отказались, однако сменились мотивы орнаментов: вме сто утонченных, трудных в исполнении построений стали использо вать упрощенные, ритмичные орнаментальные мотивы, взятые из эпохи Древней Греции и Рима. В рисунке паркета строгая геометрия сочеталась с незатейливым растительным орнаментом (пар кет Итальянского павильона в Останкинском дворце, мастер Ф. Пряд-ченков). Центр помещения мог быть обособлен наборным плафоном. Главным зрительным приемом было устройство промежуточных и пристенных фризов (Наугольная в сад в Останкинском дворце, мастерская Тауде). В паркете произошел переход от многообразия пород дерева к использованию всего одной или двух пород.
Стиль ампир (начало XIX в.), уходящий своими корнями в классицизм, привнес в интерьеры элементы орнамента, связанно го с триумфальными почестями победителей в битвах (Строганов ский дворец в Санкт-Петербурге, А. Воронихин; часть интерьеров Зимнего дворца, В. Стасов; особняк Лаваля на Адмиралтейской набережной, Т. Гомон; здание Московского университета, Д. Жи-лерди и др.). Однако в отличие от стен, мебели и потолков этот стиль не получил сильного выражения в паркете.
В середине XIX в. классицизм постепенно был вытеснен рет-роспективизмом. В интерьерах исчезло стилистическое единство, появилось подражание различным национальным стилям, взятое еще из рококо (псевдоготический орнамент, стилизация римского и греческого орнаментов, псевдорусский орнамент, например, в Пав ловском дворце и Доме Ушакова на Рождественском бульваре в Москве). Смешение орнаментов в интерьере выразилось в эклек тике (Большой Кремлевский дворец, Е. А. Штанкешнейдер).
В кон. XIX в. - нач. XX в. на смену кропотливой ручной обработке дерева пришли фабричные технологии. Сложные набор ные паркеты стали выходить из употребления даже в дворцах. На смену им пришел штучный паркет, который впервые появился в 1840 г. Классические композиции в интерьерах уступили место орнаментам в стиле модерн.
В оформлении полов при сохранении общей симметрии ритм ор намента стал другим. Исчезли монотонно повторяющиеся формы и цвета, появилось чередование цветов и многообразие форм. Тради-ционные прямоугольные паркетные планки сменились планками в форме морской волны и др. Орнаментальные композиции плафонов стали носить более абстрактный характер. Там, где заказчик вовсе хотел уйти от надоевших классических форм, появился неоконструк тивизм. В паркете это означало использование объемных форм, созда вавших впечатление не ходьбы по полу, а парения в простра
нстве.
С 1926 г. научились изготавливать "паркетри" в условиях про изводства. Планки в форме мозаики собирали на фабрике в рису нок и наклеивали лицевой стороной на бумагу. Такие элементы укладывались на деревянное основание пола вплотную друг к другу без проклейки по боковой стороне, а слои клея наносились с нижней стороны планок. Дополнительно их крепили к основанию на гвоздь в торец впотай под углом 45*.
Повсеместное распространение высокохудожественный паркет получил после 1950 г. при реставрации памятников старины. Даль нейшее развитие техника "паркетри" получила в 1964 г., когда вме сто бумаги планки предварительно стали склеивать липкой лентой.
Благодаря огромной работе советских реставраторов по вос становлению уникальных паркетных полов, проведенной после Великой Отечественной войны, мы имеем сегодня возможность увидеть в дворцовых ансамблях настоящую "симфонию в дереве". Это богатое наследие до сих пор является неисчерпаемым источни ком вдохновения молодых архитекторов, художников и дизайне ров, а также важной составной частью русской культуры.