Теплоизоляция из экструдированного пенополистирола – одна из перспективнейших областей инвестирования на российском рынке

Теплоизоляция из экструдированного пенополистирола – одна из перспективнейших областей инвестирования на российском рынке

Пока российский рынок как плит XPS, так и плит из EPS обладает значительным потенциалом роста. Еще долгое время объем потребления будет формироваться объемов ввода новых мощностей. В течение ближайших пяти лет можно ожидать, что вводимые в эти годы мощности будут практически полностью реализованы. Для принятия решения о выходе на российский рынок, приоритетное значение приобретает анализ объемов и месторасположения планируемых к запуску мощностей.

XPS твердо входит в практику отечественного строительства

Технология экструзионного производства пенополистирола разработана в 50-х годах фирмой «The Dow Chemical Company» (США). Успехи этой технологии обусловлены созданием специального оборудования (линий), совершенствованием параметров переработки и вспенивания полимерной композиции в процессе экструзии.

Наряду с нулевой капиллярностью и пренебрежимо малым водопоглощением (менее 0,2 об. %), экструдированный пенополистирол (благодаря своей структуре) обладает необычайно высокой прочностью на сжатие, а также стабильными теплоизоляционными характеристиками, значительно превышающими средние значения большинства других изоляционных материалов (теплопроводность - 0,03 Вт/м К). Он морозостоек и долговечен, химически устойчив (за исключением органических растворителей, безводных кислот и бензина) и не подвержен гниению. Может приклеиваться горячим битумом.

Экструзионная переработка обуславливает получение материала с совершенной закрытопористой микроячеистой структурой, что приводит к повышению его физико-механических характеристик при весьма низких водопоглощении и исходной влажности и, следовательно, резко увеличивает эксплуатационную долговечность во всех случаях применения с сохранением величины коэффициента теплопроводности, близкой к первоначальному состоянию. Эти свойства обусловили широкое распространение плит XPS при строительстве подвальных помещений и плоских крыш – одних из самых крупнотоннажных областей использования теплоизоляционных материалов.

В ближайшие пять лет будет бурный рост спроса на XPS

Потребление экструдированного пенополистирола в России в последние годы растет на уровне 25-30%. Темпы роста рынка во многом ограничиваются объемами существующих мощностей. В летние месяцы складывается ситуация острого дефицита. В ближайшие годы стоит ожидать не только сохранения данных темпов, но и их увеличения. Жизненный цикл продукта переходит стадию внедрения к стадии бурного роста. Рынок познакомился с новым материалом и сейчас количество новых потребителей растет в геометрической прогрессии.

Потенциал для подобного роста очень значительный. Насыщения рынка в ближайшие годы не наступит. Уровень потребления в России теплоизоляционных материалов настолько низкий, что в ближайшие пять лет можно ожидать роста спроса на все виды теплоизоляции. Если брать нормы теплосбережения, приближенные к европейским, то емкость российского рынка теплоизоляционных материалов может быть оценена на уровне 54 млн.кв.м., что в 2,3 раза выше существующего уровня потребления. При этом необходимо учитывать, что Россия – северная страна, где уровень теплосбережения должен быть несравненно выше.

Говорить о вытеснении материалов-субститутов в этих условиях не приходится. Теплоизоляция из ВПС не будет вытеснена. Это гораздо более дешевая технология и во многих случаях нет смысла использовать более дорогие экструдированные плиты. Напротив, эволюция технологий движется в направлении достижения при производстве плит из ВПС свойств, близких к свойствам экструдированных плит.

В каждом регионе появится свой производитель

Для принятия решения о выходе на российский рынок, приоритетное значение приобретает анализ объемов и месторасположения планируемых к запуску мощностей. Можно утверждать, что сценарий формирования российского рынка будет значительно отличаться от сценариев развития рынков развитых стран. Производство XPS плит, как на американском, так и западноевропейском рынке является очень концентрированным. В Европе на долю трех крупнейших производителей приходится более половины совокупного объема производства. Чаще всего это сырьевые компании. В России рынок будет складываться из множества небольших производств, нацеленных на обслуживание локальных региональных рынков. Скорее всего, на российском рынке конкурентную среду будут формировать более-менее схожих 50-70 компаний производительностью 30-50 куб.м. Будет также пять-шесть производств мощностью 150-300 тыс.куб.м. в год. «Пеноплэкс» мы «выносим за скобки».

Причины подобной фрагментарности лежат в технологической и географической плоскостях. Географический фактор – большие расстояния. В результате эффект от масштаба производства не покрывает транспортные издержки по доставке продукта до потребителя.

Технологический фактор – развитие технологий экструзии пенополистирола в направлении создания небольшого и недорогого по стоимости экструзионного оборудования. За последние годы азиатские производители оборудования произвели в данной области настоящую революцию. Поскольку транспортировка вспененной продукции занимает существенную долю в себестоимости изделия и с учетом удешевления и уменьшения производительности оборудования, производство плит XPS подобно производству плит из ВПС все больше будет приобретать местную локальную ориентацию. В принципе в каждом крупном городе будет целесообразно установка линии производительностью 30-50 тыс.куб.м в год. А в крупных центрах – линий по 100-150 тыс.куб.м. в год. В настоящее время можно выделить лишь несколько регионов, где установлено достаточно мощностей, и где новые мощности вводить нецелесообразно.

Угроз со стороны производителей сырья нет

Третья причина региональной направленности российского производства ХРS плит связана с поведение сырьевых компаний, от которых может исходить желание монополизировать рынок. Сейчас можно говорить, что риски, связанные с возможной монополизацией рынка производителями сырья, в настоящее время отсутствуют. Полистирол, пригодный для производства эктрудированных плит в настоящее время выпускают три производителя – «Стайровит» (дочерняя компания «Пеноплэкс»), Нижнекамскнефтехим и Омская Химическая Компания. Остальные три отечественных производителя полистирола, имеющие мощности для суспензионной полимеризации стирола, а, следовательно, возможности производить полистирол общего назначения, могут в случае спроса на данный вид полистирола, производить его.

Ситуация со «Стайровитом» ясна и понятна. Первоначально данное производство полистирола было ориентированно на собственную переработку. «Пеноплэкс» будет неизбежно наращивать мощности по производству плит XPS, каждый год открывая производства в новых регионах.

С «Нижнекамскнефтехим» ситуация не столь очевидна. Это очень крупный нефтехимический комплекс, где очень трудно концентрироваться на столь небольших проектах. Конечно, потенциально «Пеноплэкс» и «Нижнекамскнефтехим» могли бы монополизировать рынок, разделив его на две части. «Пеноплэкс» для этого делает все возможное, но для «Нижнекамскнефтехим» подобные проекты являются неактуальными. Это одна из основных причин, по которой российский рынок может приобрести фрагментарный характер из нескольких десятков мелких и средних производителей. «Нижнекамскнефтехим», занятый в настоящее время реализацией большого числа крупных инвестиционных проектов, навряд ли обратит свое внимание на производство плит XPS. В инвестиционном плане компании до 2010 года производство данной продукции не предполагается. Возможно, к 2015 году «Нижнекамскнефтехим» созреет до подобного производства, однако к тому времени изменятся и технологии и рынок. Таким образом, по-нашему мнению, угрозы монополизации рынка производителями сырья в настоящее время нет. «Нижнекамскнефтехим», являющийся крупнейшим производителем полистирола общего назначения, в ближайшие годы будет нацелен на продажу товарного ПС, нежели на собственную переработку.

Нет планов по производству плит XPS и у третьего российского производителя сырья – Омской Химической Компании. Согласно инвестиционному плану до 2010 года компания не намерена осваивать данное производство. Однако управление данной компанией является достаточно оперативным и вполне возможно, что такое производство может быть организовано.

Более того, в ближайшие годы можно ожидать появления новых производителей сырья для производства плит XPS. Речь идет, прежде всего, о планах «Сибура» по реорганизации производства полистирола на «Пластик» в Узловой (Тульская область), а, возможно, и в Перми. Есть планы модернизации существующих линий и по вводу в строй четырех новых линий суспензионной полимеризации. Следовательно, предложение сырья может быть значительно диверсифицировано.

Таким образом, в настоящее время на российском рынке XPS плит сложилась ситуация инвестиционного бума. Жизненный цикл продукта находится на стадии активного внедрения. В каждом регионе должен появиться свой производитель. Для стадии активного внедрения характерным является:

Справка:

При организации производства мощностью 100 тыс.тыс.куб. м в год срок окупаемости проекта составляет 24 мес. с момента начала проектирования. При этом производство начинается в 13-й мес. проекта.

С подробным анализом развития рынка XPS, с анализом текущей и потенциальной конкурентной среды, с оценкой регионов, в которых является перспективным открытие производства XPS можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок теплоизоляции из экструдированного пенополистирола (XPS) в России».

Смотрите также:

ТЭО производства экструдированных полистирольных плит (XPS)

Бизнес-план организации производства теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола (XPS)

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков

Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70

E-mail: mail@akpr.ru

WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

Маркетинговые исследования

Технико-экономическое обоснование

Бизнес-планирование



814
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Нашли ошибку?
Пояснение, что не работает, не обязательно

Похожие



Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.