Строительство дорог и дорожек на приусадебном участке.
Для заезда автомашин на двор участка, как правило, строят дорогу от ворот к гаражу, дому, сараю. Эта дорога должна выдерживать повышенное давление. Ее стараются делать основательно и фундаментально. Сначала снимают слой плодородной почвы по всей ширине и длине дороги. Потом засыпают щебенкой (толщина слоя пятнадцать – двадцать сантиметров), а затем засыпают песком и тщательно трамбуют. Сверху производят заливку бетоном слоем десять – пятнадцать сантиметров. Пешеходные дорожки, по возможности, делают прямыми, шириной около пятидесяти – шестидесяти сантиметров. Дорожки с гравийным и мягким покрытием слегка углубляют (на восемь – десять сантиметров от поверхности земли), с немного выпуклым профилем (для водного стока).
На участке очень хорошо иметь бетонную дорожку от крыльца дома до калитки. Делают ее из ЖБИ, в частности из железобетонных плит или полной заливкой раствором бетона основания. Для изготовления плит используются самодельные формы из дерева, которые сколачиваются из брусков и досок. Плиты отливают размерами сорок на шестьдесят и пятьдесят на шестьдесят сантиметров, толщиной пять – восемь сантиметров с арматурой из стального круглого прутка диаметром пять – восемь миллиметров, в виде связанной решетки. Приготовленную арматуру закладывают после того, как форма заполнена наполовину. После чего форму заполняют готовым бетоном полностью, тщательно трамбуют и хорошенько выравнивают поверхность. Плиты в формах должны находиться около двух – трех дней пока полностью не затвердеют. Их поверхность необходимо смачивать водой каждый день.
Плитам придают различную окраску. Для этих целей в бетонную смесь немного добавляют красящие минеральные вещества или разноцветную гальку в поверхностный бетонный слой передней стороны плит. Плиты с желтой окраской получаются, если добавить охры (половина части охры, одна часть цемента и одна часть песка белого), окраска коричневая получается, если добавить умбры (соотношение частей такое же, как при внесении охры), окраска зеленая – при внесении глауконитовой зелени (одна часть глауконитовой зелени, одна часть цемента белого и одна часть песка белого).
Дорожки из бетона лучше делать на подготовленном основании из щебня. При изготовлении такой дорожки первым делом снимают слой плодородной почвы. Как вдоль, так и поперек по бокам дорожек (через полтора – два метра) по ватерпасу укрепляют опалубку из дюймовых ровных досок. Засыпают в опалубку песок, а следом щебенку слоем восемь – десять сантиметров, утрамбовывают ее и заливают бетон по уровню опалубки. Тщательно утрамбовывают бетон, а поверхность равняют ребром рейки из дерева, которая опирается на опалубочные доски.