Для проведения монтажных или наружных ремонтных работ на фасадах зданий используются грузопассажирские люльки и строительные леса. Каждый из этих видов оборудования должен обладать достаточной защитой рабочих-монтажников, обеспечивать их безопасность.
По своему устройству и принципу работы фасадные строительные люльки напоминают лифт, но не имеют своей шахты и осуществляют подъём-опускание людей или грузов вдоль открытого фасада здания. Крепление механизма подъёма, а также элементов выносной рамной конструкции люльки осуществляется на крыше здания.
Любой материал претерпевает за годы работы различные изменения, которые специалисты называют усталостью материала. Вышедший из строя механизм подъёма или обрыв несущего троса - большой риск для жизни рабочего-высотника. Вдобавок имеющие серьёзную квалификацию рабочие-высотники часто пренебрегают средствами индивидуальной защиты или правилами по технике безопасности при проведении высотных работ, ввиду ложного чувства безопасности и уверенности. Для минимизации количества несчастных случаев при проведении ремонтных или строительных работ на высоте, люльки оборудуют предохранительными системами, уловителями, которые действуют автоматически без участия человека.
Работа на высоте связана с большим риском для жизни человека, поэтому механизмы подъёма люлек всегда проектируются с повышенным в 5-10 раз запасом прочности. Однако этого не достаточно для того, чтобы признать конструкцию полностью безопасной для проведения высотных работ. Вдобавок этот вид подъемного оборудования оснащается системами автоматических замков и дублирующих контуров, которые при возникновении нештатной ситуации мгновенно фиксируют площадку-платформу, предоставляя возможность спасателям добраться до потерпевшего.
Уловители на строительных фасадных люльках можно разделить на две основные категории: 1. блокировка от опрокидывания: 2. блокировка центробежной скорости.
Блокировка от опрокидывания автоматически срабатывает при отклонении положения рабочей площадки более чем на 3-9 градусов. При этом снижается давление на поворотный рычаг предохранителя, который в штатном режиме открывает зажим тормоза на тросе, а в аварийной ситуации тросовый тормоз намертво заклинивает предохранительный трос.
Блокировка центробежной скорости автоматически срабатывает при превышении заданного порога скорости опускания строительной люльки. Как только скорость опускание люльки выходит за предписанные пределы, специальная пружина на ролике отжимает рычаг, и он в свою очередь стопорит зажим предохранительного троса. Блокираторы центробежной скорости могут быть различной конструкции, но больше всего получили распространение плоские блокираторы с сегментными грузами. Данные устройства позволяют справиться со многими нештатными ситуациями в автоматическом режиме, и в ряде случаев спасти человеку жизнь.
Основой безопасности при работе на строительных лесах является надлежащая сборка конструкции и использование элементов, прошедших контроль качества. Особое внимание должно уделять металлическим элементам уже бывшим в употреблении или хранившимся долгое время на открытой площадке. При непосредственной эксплуатации строительные леса дополнительно закрываются специальной защитной сеткой, которая предотвращает случайное выпадение рабочих, либо инструмента и используемых материалов. Недопустимо использование деревянных настилов-площадок с прогнившими досками или щитами. В обязательном порядке высотные конструкции должны быть оборудованы дополнительными поручнями и элементами жёсткости.
Материал подготовлен с использованием информации сайта компании Стройтехника: www.str-t.ru