Строительство и недвижимость Амстердама
В Амстердаме после ведется смешанная застройка кварталов секционными пятиэтажными домами, многоэтажными домами галерейного типа и двухэтажными домами с магазинами в первом этаже. Этот тип домов обычно располагается вдоль улиц по границе квартала, изолируя жилые дома от улицы.
Из городов, восстановленных после второй мировой войны, наиболее коренной реконструкции подвергся Роттердам, центр которого площадью 258 га был разрушен воздушным налетом в 1940 г.
План реконструкции города был составлен арх. С. ван Траа и утвержден в 1946 г. По этому плану было предусмотрено увеличение населения города до 800 тыс. жителей. Для их расселения намечено создание трех городов-спутников по течению реки Маас: Хогфлита на 19 тыс. жителей (теперь разросся до 60 тыс.): Ботлика на 200 тыс. человек и Харингфлейта на 65 тыс. жителей.
Во внутреннем городе был предусмотрен (в настоящее время осуществленный) аэродром для вертолетов в непосредственной близости от главной улицы. Окружная железная дорога, стеснявшая рост города, была снята. Мосты над Рейном подняты для беспрепятственного пропуска морских судов. Еще во время оккупации, в 1942 г., был закончен начатый в 1937 г. тоннель под р^кой Маас. Уже к концу 1942 г. был полностью восстановлен порт.
Деловой центр города был сохранен между улицей Коопсингель и двумя площадями с реставрацией ряда ценных исторических зданий, в том числе уцелевшей рат¾ши, и восстановлением сильно разрушенной церкви св. Лаврентия, а также строительством новых банковских, административных, конторских и торговых зданий. Уцелевшая застройка сжимала тесным кольцом территорию разрушенного центра. Поэтому для того, чтобы ответить новым требованиям градостроительства, авторы реконструкции предложили два мероприятия. Во-первых, была повышена этажность зданий, что дало возможность застроить всего 30,6% площади центра вместо прежних 55,5%, освободив территорию, необходимую для улиц, площадей и озеленения. Во-вторых, застройщикам было предложено объединяться и строить жилые и административные здания на кооперативных началах. По такому принципу были созданы Дом оптовой торговли (1952, архитекторы В. ван Тейн и X. А. Маскант), жилые дома на Карл- Дорманстрат (те же авторы) и др.
Примером подобного объединения торговых предприятий служит также торговый центр Леенбан (1953, архитекторы И. ван ден Брук и Я. Бакема: 15). Леенбан — как бы возрождение в новых формах традиции торговых рядов или открытого пассажа, который в данном случае образовал в центре города тихую пешеходную улицу, обстроенную стандартными ячейками двухэтажных торговых помещений из сборных элементов. Здесь же размещены рестораны, бары, кинотеатры. В результате был создан центр торговли и отдыха, по типу которого подобные центры формировались в спутниках Роттердама (Хогфлит, 1960) и ряде других городов.
Много принципиально нового было предложено проектировщиками из группы Де Опбау в планировке новых районов Роттердама — Пендрехта (1951—1960), Зюд- вейка, Александер-полдера (1953—1960) и др. В застройку Пендрехта (1951 —1960) включены в центре района предприятия легкой (невредной) промышленности с размещением в непосредственной близости от них школьного комплекса, административно-общественных и торговых сооружений.
Проект реконструкции Роттердама был уточнен и доработан в 1960 г. (16). С выходом порта Роттердама в 1966 г. по грузообороту на первое место в мире, район Александер-полдер предполагалось спланировать как город-спутник. Ведутся работы по намывке в Северном море южнее Хук ван Холланда нового аванпорта. Весной 1968 г. была завершена первая трасса метрополитена от центра до Зюдплейн, идущая частично в туннеле, частично по виадуку.