Дорожное строительство в России — выступление Игоря Левитина
По информации газеты Ведомости, выступление министра транспорта Игоря Левитина на заседании правительства, посвященном дорожному строительству, не привлекло бы такого внимания СМИ, если бы не пендель Фрадкова. Чем ближе выборы, тем в голосе премьера больше стали, а в лексике — выражений, понятных простому народу. Видимо, это должно демонстрировать озабоченность власти повседневной жизнью своих граждан. Но если уж рассуждать в таких терминах (пендель), то автор этого способа экономических подвижек попал бы под раздачу одним из первых.Поставленные в упрек министру 100 млрд руб., дополнительно выделенных на 2007-2009 гг., — сумма, несомненно, большая. Если смотреть на ее абсолютную величину. Но что она есть по сравнению с потребностями или хотя бы с размером финансирования в прошлые, не такие финансово сытые годы? Сегодняшние потребности в финансировании дорог — 700-800 млрд руб. в год, а предусмотрено выделить дополнительных средств в 2008 г. порядка 211,4 млрд руб. (при ранее запланированных 144 млрд) и в 2009 г. — 222,6 млрд руб. (при плановых 156,9 млрд). При этом на содержание региональной дорожной сети в 2006 г. было выделено вдвое меньше средств, чем в 2000 г. Дефицитный бюджет выделял на эти нужды 300 млрд руб., а нынешний профицитный — 150 млрд. Логику, а также дальновидность в этом найти сложно.О приоритетности дорожного строительства, некоем финансовом прорыве в этой сфере говорить не приходится. Удвоение финансирования в 2006 г. по сравнению с 2005-м — это попытка выдать наполовину пустой стакан за наполовину полный. У нас Федеральное дорожное агентство строит дорог не столько, сколько нужно нам, россиянам, нашей экономике, а ровно столько, сколько выделят денег.Если не забывать, что лишь 37% федеральных дорог и 24% территориальных отвечают установленным нормативным требованиям, то становится ясно, что и адекватное финансирование дорожного строительства, и усиление контроля над расходованием этих средств надо было начинать еще вчера. В докладе министра транспорта сказано, что плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже, чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии. Там же прозвучала и цифра экономических потерь от плохого состояния наших дорог — 3% ВВП.Грозные нотки в голосе премьера — это не показатель озабоченности проблемой, поскольку никакие пендели не заменят отсутствующих дорожных фондов, ликвидированных в свое время. Только их воссоздание, аккумулирование там огромных средств, получаемых тем или иным путем от автомобилистов, и направление этих средств на строительство и ремонт дорог могут способствовать качественному рывку в решении нынешних, как снежный ком увеличивающихся дорожных проблем.Для этого новому составу Госдумы крайне необходимо пересмотреть в том числе Налоговый кодекс, запрещающий налоги обратной связи (отчисления акцизов и налогов от продажи топлива, транспортных налогов и проч. на финансирование дорожного строительства). Именно такое целевое направление средств автомобилистов на дороги принято во многих странах. И именно дороги характеризуют степень цивилизованности любой страны.Источник: Ведомости