Обустройство «зеленой» парковки на участке: пошаговая инструкция
Парковка — важный аспект, который нужно учитывать при обустройстве участка. Необходимость создания парковки чаще всего появляется после очередного дождя, когда с участка удается выехать далеко не с первого раза. Хорошим решением станет создание эксплуатируемого газона по инструкции специалистов гипермаркетов «Леруа Мерлен» — Светланы Дусатовой, менеджера отдела «Сад», и Николая Петина, продавца-консультанта отдела «Строительные материалы».
Выбор места и размеров парковки
Стандартное место для автомобильной парковки — около ворот. Однако площадка должна быть под небольшим уклоном, иначе вода на ней будет постоянно застаиваться. Важно, чтобы уклон на парковке был не в сторону дома и огорода, а на улицу, где обычно оборудована сточная канава. Большие перепады высот тоже могут стать проблемой, придется ставить автомобиль на стояночный тормоз или подкладывать колодки.
При определении длины парковки стоит ориентироваться на габариты автомобиля — например, для легкового около 5 м. Также стоит оставить пространство впереди и сзади автомобиля (не менее 80 см), чтобы вокруг него было удобно перемещаться. С учетом этого минимальная длина парковки составит порядка 6,6 м. При наличии свободного места длину можно увеличить.
Ширина легкового автомобиля составляет около 2 м. Чтобы свободно открывать двери двух стоящих автомобилей, необходимо также заложить по 80 см с каждой стороны для каждого автомобиля. Таким образом, минимальные габариты площадки для параллельной парковки двух автомобилей — 6,6 м в длину и 7,2 м в ширину.
Выбор покрытия
Наиболее распространенными покрытиями для организации стоянки автомобиля на участке стали щебень, бетон (монолитная плита), бетонная тротуарная плитка (толщиной не менее 6 см, лучше использовать вибропрессованную), асфальт, полимерпесчаная или резиновая плитка. Выбор зависит от бюджета, эксплуатационных возможностей покрытия и времени, которое требуется для монтажа. Однако все эти варианты не предусматривают наличия зелени на стоянке.
Газонная парковка представляет собой монтаж специальных решеток, промежутки которых заполняются плодородной почвой и засеваются семенами трав. Такая парковка по сравнению с бетонной или асфальтовой увеличивает срок службы площадки в несколько раз за счет того, что покрытие меньше трескается. Кроме того, корневая система растений, которые могут расти в ячейках решетки, дополнительно укрепляет грунт, не позволяя ему деформироваться и проседать.
Для парковки легковых автомобилей достаточно решетки высотой 8–10 см. Если на площадке предполагается ставить под разгрузку более тяжелые машины, решетка нужна высотой уже не менее 15 см.
Существенным плюсом использования газонных решеток является также то, что при монтаже своими руками соблюдать уклон площадки необязательно, поскольку вода и без наклона не скапливается на поверхности. Однако в любом случае на участке должна быть организована качественная система отведения ливневых вод.
При уходе за зеленой парковкой важно ответственно подойти к выбору уборочного инструмента: не каждая газонокосилка сможет обеспечить безопасную работу. Однако в последнее время появилась другая тенденция — вместо грунта и травы в решетки засыпают средний щебень, а верх отсыпают мелким щебнем, галькой или мраморной крошкой. Все эти материалы можно найти в сетевом гипермаркете товаров для ремонта и обустройства.
Выбор материала для укрепления площадки
В продаже можно найти два материала, позволяющие обустроить газон и парковку на одной площади: георешетку и бетонную решетку. Наиболее удобные формы — прямоугольные и квадратные, обеспечивающие простой расчет необходимых материалов и проведение работ по обустройству покрытия.
Георешетка — трехмерная сотовая структура из полиэтиленовых или полипропиленовых лент. Оптимальные размеры ячеек, а также высоту сот стоит выбирать исходя из суммарной нагрузки на конструкцию. Преимущество такого покрытия в небольшой массе и доступной стоимости. Георешетку для проекта можно самостоятельно транспортировать и перемещать по площадке без значительных усилий. Недостаток материала в более низкой несущей способности в сравнении с бетонной решеткой. Это покрытие стоит выбрать для обустройства парковки для компактных автомобилей весом до 1,5–1,8 т.
Бетонная решетка выпускается в виде модулей из влагостойкого и морозоустойчивого бетона с отверстиями для заполнения грунтом или щебнем. Преимущество бетонной решетки в более высокой несущей способности и длительном сроке службы при условии соблюдения технологии укладки и бережной эксплуатации. Недостатки — в более высокой стоимости в сравнении с георешеткой, а также в значительной массе. Укрепление бетонными модулями стоит выбрать для парковки автомобилей массой более 1,8 т.
Подготовка площадки
Сначала стоит рассчитать глубину котлована. Она определяется суммой высот
каждого уложенного слоя. Подготовительный слой (гравийный, щебневый или щебеночно-песчаный) составляет 15–45 см; выравнивающий песчаный слой — 2–5 см; высота модуля решетки — 5, 8,10 и т. д. см.
Чем выше запланированные нагрузки, тем толще должны быть эти слои и, соответственно, глубже котлован. К примеру, глубина котлована для одной легковой машины должна составлять не менее 40 см, для грузовой или двух легковых — не менее 50–55 см. Более точная глубина слоев зависит от структуры грунта и планируемой нагрузки.
Перед укладкой решетки необходимо осуществить тщательную очистку участка от мусора. По периметру площадки нужно вбить колышки и натянуть между ними шнур.
Существуют различные способы укладки таких решеток. Один из наиболее распространенных выглядит следующим образом. На дно нужно расстелить геотекстиль и засыпать гравийный или щебневый слой. Поверх подушки стоит снова уложить геотекстиль – он предотвратит прорастание сорных трав и обеспечит равномерное распределение механической нагрузки. Полосы геотекстиля должны заходить друг на друга на 10–15 см. Далее нужно засыпать песчаный слой, увлажнить и утрамбовать его для последующей укладки решетки.
Укладка георешетки
После подготовки основания модули георешетки укладывают рядами и закрепляют специальными крепежными анкерами. После закрепления все модули объемной георешетки проверяют на предмет полного растяжения. Все смежные секции должны размещаться на одном уровне. Закрепленные на грунте модули георешетки сшивают при помощи пневмостеплера.
Укладка бетонной решетки
Укладка бетонной решетки похожа на укладку тротуарной плитки. Модули укладывают рядами, контролируя расположение относительно горизонтали с помощью строительного уровня. Монтаж газонной решетки своими руками стоит вести слева направо. Ряды укладывают со смещением на одну ячейку. Если модуль не помещается полностью в рамках дорожки или площадки, то его подрезают с помощью циркулярной пилы диском по камню. Между соседними элементами оставляют зазор в 3–5 мм, чтобы компенсировать тепловое расширение бетонной решетки. По окончании укладки зазор заполняют сухим кварцевым песком и проливают водой.
При необходимости границы парковочного места можно обрамить бордюрным камнем. Такая граница поможет лучше держать форму песочным и гравийным покрытиям.
Обустройство газона на оборудованной площадке
Ячейки уложенной решетки наполовину заполняют грунтом, высеивают семена газонной травы, доводят уровень грунта до края ячейки и проливают почву водой.
Выбирая газонную траву, стоит отдать предпочтение смесям, которые создают плотное покрытие и способны быстро восстанавливаться после высоких нагрузок.
Подойдет, например, универсальный газон. Этот тип смеси семян трав довольно неприхотлив как к условиям выращивания, так и к эксплуатации и уходу. В его состав входят травы, которые могут быстро расти, не требуют частого скашивания, образуют плотный дерн и выдерживают довольно интенсивное вытаптывание.
Еще один вариант — теневой газон. Травы, входящие в данную смесь, способны быстро восстанавливаться после вытаптывания и расти даже при сильном затенении.
Однако наиболее подходящим для парковочной зоны является спортивный газон с жесткой и неприхотливой травой. В состав травосмеси входят травы, наиболее стойкие к нагрузкам и почти не требующие ухода.
Обустройство парковочного пространства после постройки
После завершения работ по обустройству необходимо подготовить площадку для безопасной эксплуатации в любое время суток.
Проезд стоит оборудовать стальными столбиками с проушиной и натянутой цепью или блокировочным устройством.
Если въезд на территорию отделен от дороги общего пользования бордюром, стоит обустроить съезд из специальных резиновых модулей.
Если на въезде установлены ворота, стоит смонтировать на столбы угловые демпферы. Такие есть у Standers: они размечены черными и желтыми полосами и хорошо различимы при движении даже задним ходом.
Для обозначения контура парковочных мест стоит смонтировать гнущиеся пластиковые столбики. В случае непреднамеренного наезда такие столбики не повредят автомобиль.
Чтобы предотвратить опасное сближение авто с расположенными за парковкой объектами, можно дополнительно ограничить движение по площадке колесоотбойниками.